3 августа 1979 года (тот год был вообще урожайным на перевороты) перестал существовать один из самых жутких режимов на Земле. Впрочем, несчастная страна просто перешла в руки другого диктатора. Поприличнее, что несложно - но правит он и по сей день.

Потери народа Экваториальной Гвинеи за время правления Масиаса Нгуэмы вполне сравнимы с итогами правления клики Пол Пота в Камбодже. Но небольшая страна в Африке удостаивалась небольших же газетных заметок.

Рио-Муни и остров Санта-Исабель принадлежали Испании. Франкисты и подобрали удобного, как им казалось, правителя объединенной республики - талантами не блистающего, плохо образованного (нормально читать он так и не научился!), а значит, как казалось, зависимого. Подобрали на свою голову: получив президентский пост, Масиас Нгуэма быстро развернулся вовсю.

Первым делом он изгнал из Экваториальной Гвинеи своих испанских благодетелей. А дальше принялся за "нацпредателей" - происпански настроенных местных жителей, от министров до простолюдинов.

Под каток террора попасть мог кто угодно, хотя более всего досталось образованным людям. Репрессии не всегда носили политический характер: например, Масиас приказал расстрелять бывших любовников своих любовниц. А на сексуальном фронте он, конечно, отличался - в конце концов, надо же было поддерживать репутацию великого вождя.

В середине 70-х Нгуэма ликвидировал Национальный банк (само собой, через расстрел руководства) - и стал нацбанком сам. "Храните деньги в сберегательных банках" - это, в общем, про него: валютный запас он держал при себе, на заднем дворе дворца. С ним потом и удрал.

Управился с католической церковью. Сперва ввел "молитву" "Бог создал Экваториальную Гвинею благодаря Франсиско Масиасу Нгуэме. Без Нгуэмы Экваториальной Гвинеи не существовало бы" (не правда ли, ощущаешь дежа вю, вспоминая слова лизоблюдов из других диктатур?) - а потом и вовсе "Нет бога кроме президента!" Но даже при этом христианство казалось ему опасным - и он его запретил. Под страхом смертной казни, разумеется.

Вся власть была сосредоточена в руках Семьи. Сказать, что экономика деградировала, было бы преувеличением - ее не стало. В стране с неплохим географическим положением не было ни электричества, ни продуктов...

Неизвестно, сколько бы мог он кошмарить Экваториальную Гвинею. Но случилось то, что в происходит довольно часто - начало прогрессировать психическое расстройство. Масиас разговаривал с министрами, которых сам же приказал казнить. А иногда - сам с собой (кому же еще общаться с "живым божеством"?!) И тут Семья задумалась о том, что кончится все это для нее печально.

Летом 79-го репрессии коснулись уже Нацгвардии, которой руководил племянник диктатора Обианг Нгуэма. И дальних родственников правителя. И пришлось спешно принимать меры...

Оказалось, что все довольно просто. 3 августа 1979-го ацгвардейцы ворвались в дом диктатора, а охранники из числа кубинских "интернационалистов" (Масиас неплохо относился к "красным" диктаторам - особенно выделял не Кастро, а Ким Ир Сена) сопротивления не оказали.

Диктатор долго бегал по джунглям, произошла мини-гражданская война - кто-то из силовиков все же остался ему верен. Но все же его удалось захватить (а вот валютный запас Масиас сжег, а частично... съел).

Племянник судил дядюшку, предъявив обвинение в 80 тысячах убийств - и приговорил к смертной казни. Правда, заминка вышла с исполнением приговора: местные солдаты не решались расстреливать "колдуна", обещавшего встать из могилы и наказать их, уговорить солдат было невозможно. Пришлось звать марокканских наемников.

И началось правление Обианга, которое продолжается уже 45 лет. Он куда более удачлив, хотя случается "решать проблемы" при помощи пыток и казней. Но Экваториальная Гвинея оказалась нефтеносной, это держит диктатуру на плаву. Впрочем, правление может вскоре закончиться: второй диктатор страдает тяжелым заболеванием. Но вряд ли это приведет к демократизации...

С переворотом прекратился и невероятный по тем временам выпуск красочных почтовых марок. Государство, где правил жуткий диктатор, прославляло независимость США. Диктатура, где лидер, не чуждый популизма, запретил слово "интеллектуал" ("А они очки носят, чтобы над трудящим людом издеваться!" - примерно так говорил Масиас), издавала марки в честь космических успехов великих держав...

Марки, выпускаемые при Обианге, стали куда скромнее - и они очень напоминают марки Испании, где и печатаются.

Егор Седов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены