Только я написала, что российская книжная отрасль - источник добрых вестей, как немедленно со дна постучали подвезли новостей похуже. Издательский холдинг АСТ объявил, что после бесед Дмитрия Быкова* и Бориса Акунина с пранкерами книги этих писателей будут сняты с продажи.

(Выдвигает из-под стола табуреточку, кряхтя, на нее громоздится)

Понятно, что первое желание сейчас - кинуть камень в нашего главного книжного монополиста Олега Евгеньевича Новикова, это решение принявшего. Ни в коей мере Олега Евгеньевича не идеализируя, хочу в то же время отметить, что до последнего времени он уверенно и последовательно не падал раньше выстрела. В АСТ и Эксмо выходили и продолжают выходить книги и авторы, которые, мягко скажем, не очень хорошо коррелируют с курсом партии и правительства. То есть в отличие от некоторых других издателей (не буду показывать пальцем), Новиков не пытался самостоятельно снять с себя шкурку, разложиться на лавочке и подготовиться к порке. И если соображения, им двигавшие, лежат в плоскости коммерции, а не высоких идеалов, то это даже хорошо - бабло побеждает зло зачастую эффективнее добра.

Ergo, решение о снятии с продаж Быкова и Акунина было принято под давлением - скорее всего прямым и непосредственным. То есть дело не в каком-то там абстрактном "народном гневе", а скорее в звонке из Администрации президента. А это значит, что окошко относительной издательской незаметности и в силу этого независимости схлопывается, и шкурку, похоже, снимать все равно придется - наверное, не всю и не разом, но тем не менее.

А вот тут уже можно расчехлять все камни и готовиться их кидать в правильную сторону.

Нравятся ли мне, близки ли мне мнения Акунина и Быкова? Не особо. Но мне, знаете, мнения Захара Прилепина не нравятся еще примерно в миллион раз сильнее - и при этом мне в голову не придет требовать запрета его книг. Немного неловко говорить такие очевидные вещи вслух, но публичная позиция писателя по любому вопросу не должна становиться поводом для изъятия его книг из продажи - и отдельно это касается позиции, высказанной приватно, да еще и в ложно понятой ситуации.

И не нужно "вестись" на параллели с западной "культурой отмены" - в ней, может, тоже нет ничего хорошего, но это инструмент общественного, а не государственно-силового контроля над публичной сферой. Культура отмены - издержки демократии. То, что происходит у нас - абсолютный бриллиантовый тоталитаристский беспредел.

Под конец года у отечественного начальства, кажется, жизнь слегка наладилась, и высвободился админресурс на книжки. Это, конечно, очень плохая новость для всех нас - особенно для издателей. Наблюдая за открытой и постыдной травлей (вот тот редкий случай, когда это затертое слово по-настоящему уместно) научного журналиста Аси Казанцевой со стороны властей, можно уже, в принципе, начинать готовиться ко всему. Я, если что, готовлюсь - почти подготовилась (морально, а как еще особо подготовишься-то).

Ну, и в заключение отдельно спрошу писателей из "патриотического" лагеря: вам точно все нравится? Вы вообще-то следующие на очереди, и очередь, как мы видим, двигается быстро.

*Минюст считает Дмитрия Быкова иноагентом

Галина Юзефович

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены