"Это всё англичанка гадит"
(фраза приписывается А.В. Суворову)
В предыдущих двух очерках об истории внешней политики Российской империи я рассказал о том, как действовала российская дипломатия в ближнем и "среднем" зарубежье, о том, что с ближайшими соседями мы нарушали почти все договоры, а со "средними" соседями у России были хорошие отношения до тех пор, пока был объект совместного грабежа. В данной статье мы поговорим об отношениях нашей страны с "дальним" зарубежьем в XVI–XIX веках. По тем временам таковым зарубежьем были Голландия, Англия, Франция и Испания.
Отношения с этими странами безоблачными назвать нельзя. Несмотря на географическую отдалённость указанных держав, почти со всеми ними Россия вела войны и неоднократно рвала дипломатические отношения. Рекордсмен по разрыву дипломатических отношений — Франция (шесть раз рвали дипотношения до 1917 года), рекордсмен по военным действиям — Англия.
В XVIII веке Россия с Англией стабильно были в разных военных коалициях, а во время наполеоновских войн, с 1800 по 1815 год, мы, как ни удивительно, воевали в основном не против Франции, а против Англии и находились в состоянии войны с ней десять лет. Даже в июне 1812 года, после вторжения Наполеона в Россию, мы формально находились с англичанами в состоянии войны. Потом была "большая игра", самая крупная "холодная война" XIX века, противостояние России и Англии в Азии, потом Крымская война. Одним словом, англичане в XVIII — первой половине XIX века для нас скорее враги, нежели союзники. Самое удивительное то, что с Испанией наши отношения тоже были плохими и очень плохими. И формально, и неформально мы с родиной Сервантеса находились в состоянии разрыва дипломатических отношений, взаимного непризнания монархов и "гибридной" войны почти столетие! С середины XVIII по середину XIX века.
Однако нет правила без исключения, и, правды ради, скажу, что голландцев в России глубоко и искренне любили и развивали с ними торговые и дипломатические отношения всегда, когда это было возможно, то есть до начала XVIII века, когда Голландия и Англия фактически объединились, а потом начался полный упадок голландской республики.
Теперь подробнее.
Начнём с хорошего. С отношений с Голландией.
Это был крупнейший партнёр России по торговле на Белом и Баренцевом море в XVII веке. В 1620-х голландские купцы получили монополию на вывоз российского сырья (хлеба, поташа и леса). В 1630 году голландцы официально добились права проезжать от Архангельска в центральные районы и торговать в русских городах. В 1644 году голландский полковник Краферт получил разрешение организовать производство поташа в Муромских лесах. Одновременно русское правительство разорвало торговые отношения с основным конкурентом голландцев — Англией. Более того — Россия стала стратегическим партнёром Нидерландов в войне с Англией.
В 1630-х годах голландцы стали строить металлургические заводы в Московии. Лили пушки. Для русских и для себя. Для войны с Англией. К 1637 году голландец Виниус построил в районе Тулы четыре завода по производству пушек и мушкетов. Ему же в 1649 году было отдано право на беспошлинный вывоз смолы. В 1653-м голландские купцы Фоглер и Кленк получили право на монопольный вывоз из России нефти, конопли и пеньки. В ответ голландцы везли в Россию до 170 видов разной продукции, в основном предметы роскоши и западной мануфактурной промышленности.
Однако торговые успехи голландцев были обратно пропорциональны их военной мощи. С 1648 по 1680 год Голландия последовательно проиграла войны бразильским работорговцам, Курляндскому герцогству, Португалии, а также три англо-голландских войны, которые закончились фактическим поглощением Голландии Англией. А Англия с Россией не дружила. Потому и голландцев из России попросили. Их место быстренько заняли немцы.
Теперь об Англии.
Рассказ об отношениях России с Англией будет длиннее, чем рассказ о дружбе с голландцами, ибо "туманный Альбион" в XVI — начале XX века определял мировую историю.
История дипломатических отношений России с Англией до XVII века почти легендарна. И эти легенды с удовольствием создавались и в России, и в Англии. В XVI веке английские купцы-авантюристы метались в поисках прохода в Индию. Им надо было миновать безболезненно испанские и португальские воды, где им грозил как минимум арест. В поисках альтернативного пути в Индию некоторые из них с удовольствием описывали в своих "трудах" то, как они побывали в Московии, как их радужно встретил русский царь и "дикие", но добрые московиты, как прошли они через Московию в "Бухарию" или Индию, а главное то, что только они, эти купцы, могут возглавить торговые предприятия в непознанной Руссии. Только дайте денег, господа инвесторы!
Увы! Такой писаниной грешили и Ричард Ченслер, и Энтони Дженкинсон, и даже Джером Горсей. И инвесторы давали деньги. В 1555 году в Лондоне была создана Московская компания, которая попыталась наладить торговые связи с Россией, опираясь на информацию указанных авантюристов. Естественно, ничего не вышло. И до Индии через Россию пройти англичанам никто не дал, и русские оказались вороватыми и ненадёжными партнёрами, и русский царь не особо любил англичан, а делал ставку на голландцев.
Все успехи английских купцов ограничились тем, что в 1567 году им позволили открыть торговую контору в Москве, построить в Холмогорах прядильную фабрику, какое-то время (до 1588 года) иметь представительства в Новгороде, Пскове, Ярославле, Казани, Астрахани, Костроме и Ивангороде. Но потом компания прогнозируемо обанкротилась, к 1619 году почти всех купцов-англичан из России выгнали (осталось всего 23 человека). А в 1649 году английское торгпредство в Москве закрыли, разрешив англичанам торговать только в Архангельске, откуда их тоже выгнали к 1698 году, после полного провала миссии Петра I во время "Великого посольства" в Англии.
Во время Северной войны (1700–1721 годов) Россия и Англия находились во враждующих коалициях, во время войны за польское наследство (1733–1735) тоже, во время войны за австрийское наследство (1740–1738) тоже и во время Семилетней войны (1756–1763) шесть лет мы были противниками. Причина проста — Россия сотрудничала с Австрией и частично с Пруссией. Эти страны помогали ей решить "польский вопрос", а Англия мешала. Во время второй антифранцузской коалиции Павел I начал было сотрудничать с англичанами, да передумал. И с 1799 года мы опять находились в состоянии войны с Англией.
Продолжая непоследовательную европейскую политику Павла I, Александр I довёл её до совершенства, умудрившись за первые полгода заключить два противоречивых договора с двумя основными сверхдержавами тогдашнего мира: с Англией и Францией. И Англия, и Франция единодушно оценили после этого русского царя как ненадёжного партнёра и безнадёжного лгуна и начали готовиться к войне с Россией. Обе войны и грянули. К удивлению императора, русская армия усилиями Павла I была более-менее готова к сражениям, а потому, несмотря на колоссальные потери, Россия выиграла войну и у Франции, и у Англии.
О войне с Францией позже, сначала про войну с Англией.
Войну с Англией и её союзницей Швецией в 1808–1809 годах мы выиграли, потеряв почти половину флота, но захватив Финляндию. Об этой войне следует сказать особо, ибо в учебниках и монографиях она "зашифрована" как русско-шведская война. Но это не так.
Этой войне предшествовала ещё одна война, о которой учебники вообще молчат, — очень своеобразная война русских с индейцами на Аляске. Почему странная? Да потому, что враждебные России индейские племена вооружила Англия. Я об этой войне на страницах сайта писал и повторяться не хочу. Напомню, что в 1799 году на землях племени тлинкинов русскими были основаны Новоархангельск и Якутат. Тлинкины терпели обе крепости на своей земле недолго. Получив от англичан оружие, они начали в 1802 году русско-тлинкинскую войну. Тлинкины уничтожили Якутат и захватили Новоархангельск. Но усиление тлинкинов было не по нраву их соседям — чугачам. Чугачи выступили на стороне России и нанесли тлинкинам серьёзное поражение. Кроме того, на помощь чугачам пришёл русский флот. Атака российской морской пехоты вынудила тлинкинов капитулировать, после чего племя было выселено со своих земель, а власть России на Аляске восстановлена.
Война показала, что главный недостаток России — её флот. Неповоротливый и малочисленный. Это англичанами было учтено, и в 1807 году, когда начались боевые действия между Россией и Англией, англичане быстро расправились с русским флотом. Просто арестовали балтийскую эскадру в октябре 1807 года в Лиссабоне на пути из Средиземного моря, расстреляли и потопили четыре наших корабля на Балтике, арестовали русское исследовательское судно в Африке.
Но на суше у англичан дела были не столь хороши. По той простой причине, что армии у них сухопутной почти не было. Тут им под руку подвернулась Швеция. Шведский король Густав IV под влиянием "владычицы морей" пошёл на обострение отношений с Россией. Россия, понимая, кто стоит за Густавом, нанесла превентивный удар — без объявления войны вторглась в феврале 1808 года в пределы шведского королевства и захватила Або. В марте война была объявлена. Одновременно в состоянии войны со Швецией оказались Франция и Дания. Англичане, естественно, официально поддержали шведов. Шведы откровенно уклонялись от боя с более чем вдвое превосходящими силами русских. В марте 1809 года, при помощи "генерала Мороза", сделавшего невозможным действия английского флота на Балтике, русская армия по льду Ботнического залива атаковала шведский берег рядом со Стокгольмом. Спасая государство, шведская аристократия низложила короля Густава и возвела на престол его дядю, Карла XIII. Он тут же подписал мир с Россией, отдал ей Финляндию и присоединился к континентальной блокаде Англии.
Потом, после нападения Наполеона на Россию, мы с англичанами заключили Эребрусский мир, и, будучи заклятыми союзниками, потеряв, наверное, треть нашей армии, мы выиграли военные кампании 1812–1813 и 1815 годов, разгромили супостата Бонапарта, а потом оккупировали Францию. Оккупация продолжалась до 1818 года, после чего мы войска из Парижа вывели. В те же годы по инициативе царя Александра I был создан Священный союз, основой которого стали Россия, Пруссия и Австрия, который контролировал всю континентальную Европу и деятельность которого была направлена против интересов Англии.
Англичане, естественно, начали свою борьбу за Европу. К середине 50-х годов XIX века они эту войну выиграли, вынудив и распустить Священный союз, и создать антироссийскую коалицию Турции и европейских стран (кроме Пруссии) против России в ходе Крымской войны (1853–1856). Крымскую войну англичане могли бы выиграть с блеском. Они вынудили русских оставить южный берег Крыма и Севастополь, вынудили эвакуироваться с Камчатки, готовили серьёзное вторжение на севере России, но на стороне русских начал воевать "генерал Холера" и "полковник Дизентерия". А что русскому нормально, то англичанину — смерть. И Крымская война закончилась позорным, но вполне устраивавшим Россию Парижским миром, по которому Чёрное море стало демилитаризованной зоной.
В Азии у англичан к тому времени были не столь внушительные победы. Русские удачно продвигались в Среднюю Азию и Китай, активно действовали в Персии. Русско-персидские войска в 1838 году осаждали Герат, в 1878-м разгромили Турцию, перекроили карту Балкан и вынудили турок отказаться от условий Парижского мира, а к 80-м годам XIX века русские фактически постучали в дверь британской Индии, продвинувшись до Горного Бадахшана. Одновременно у англичан начались серьёзные разногласия с Францией из-за южного Судана и с Германией из-за активной колониальной политики кайзера в Африке и Тихоокеанском регионе.
Взвесив все "за" и "против", Лондон понял, что надо воевать не против России, а против Германии. В 1885 году был подписан Лондонский протокол, демаркировавший границу России, пробританского Афганистана и британской Индии. А в 1907 году была подписана Петербургская конвенция, разграничившая "зоны влияния" России и Англии в Персии и на Тибете и послужившая основой для складывания Антанты, союза, фактически ответственного за развязывание I Мировой войны, из которой Англия вышла победительницей, а Россия — проигравшей.
(Продолжение очерка следует)