Протоиерея Всеволода Чаплина больше не пустят на радиостанцию "Эхо Москвы". Если бы мир был чуть менее безумен, его бы отлучили не от СМИ, где каждый волен высказывать своё мировоззрение, а от церкви, которая в постсоветской России странным образом все больше напоминает не столько христианскую организацию, сколько собрание бесноватых.
По мнению коснувшегося темы сталинизма Всеволода Чаплина, "некоторых убивать можно и нужно", и даже не просто убивать кого-то, а "уничтожать некоторое количество" — "для назидания общества". Это "совершенно точно", подчеркнул православный священник. Вероятно, даже точнее заповеди "Не убий". Кого уничтожать, по Чаплину, должна решать "воля Божия и воля народа, с которой должна совпасть воля власти". В принципе, ничего нового и сенсационного он не изрёк, зато красочно и достаточно откровенно подтвердил подозрение о распространенности в рядах РПЦ так называемой филетистской ереси — вытеснения вселенского учения Иисуса Христа ради услужения чисто языческим, племенным или этническим святыням — народу и власти. Разумеется, если бы Патриархия РПЦ исповедовала непосредственно христианство, а не национал-языческие химеры Третьего Рима, то Чаплину запретили бы служить и по меньшей мере отправили бы его поститься и молиться в исправительный монастырь. Однако ничего такого не произошло и едва ли произойдет, несмотря на робкие попытки некоторых христиан отрезвить церковноначалие.
Ранее, ещё будучи официальным спикером РПЦ, В. Чаплин, убеждённый в сакральности "воли народа" и "воли власти", с воодушевлением заявлял, что "слава Богу, скоро война". Взгляды Всеволода Чаплина, Дмитрия Смирнова, Ивана Охлобыстина, Сергия Рыбко и тьмы менее известных священников, опекающих свою многомиллионную паству, заставляют вспомнить отрывочек из Евангелия, где Иисус сталкивается с одержимым в капернаумской синагоге. Нечистый дух изнутри одержимца быстрее других признает Назарянина Богом, но уточняет при этом, что Он пришел "погубить нас". Иисус повелевает ему молчать и выйти вон. Отцы церкви всегда признавали за падшими духами умение узнавать Христа, знание христианства и даже веру, но подчеркивали, в том числе на примере этой евангельской истории, что вера бесов лишена любви. Блаженный Августин в этой связи писал: "Сильна вера, но нет в ней пользы, если она без любви. И демоны верили во Христа, поскольку веря, но не любя, они говорили: "Что Тебе до нас?". Веру имели, любви не имели — потому и были демонами. Не хвались верой, чтобы не уподобиться демонам". Хвалиться верой, нисколько не подозревая о её сути, это, как известно, одно из любимых занятий наших толоконных лбов. К сожалению, приходится согласиться с социологом Николаем Митрохиным, полагающим, что "в течение многих столетий слова, что Иисус есть любовь, просто в голове не помещались" у православных пастырей и в целом не имеют "никакого отношения к тому, что думают и во что верят в массе своей простые прихожане РПЦ". Как-то мне пришлось побывать на трапезе в одном православном монастыре и послушать чтение духовной литературы, которую в монастырях принято читать вслух, пока монахи и священники кормятся. Читали письма неких уважаемых иерархов, которые клеймили Константинопольского патриарха, подозревая его в подготовке к объединению с Римом, и особенное внимание было уделено тому, как отвратительны предлоги, под которыми тот якобы собирается войти в проклятую унию — а именно "любовь к братьям-христианам". "Как бы нам не утонуть в такой любви", — говорилось в этом тексте. Увы, православие для многих представителей РПЦ — это скорее племенной идентификатор, чем евангельская вера, и, как и всякий ветхий бог, этот дух-идентификатор требует крови и насилия.
В свое время западник Александр Янов вопрошал представителя православного фундаментализма, философа Александра Дугина, не претендует ли тот на роль Антихриста, когда решается изображать "гибель России и ее превращение в радиоактивный пепел как вознесение в "Небесные чертоги" и прославляет "последнюю Империю" в качестве эдакой бомбы, существующей для того, чтобы обрушить Вселенную. Забавно, что среди российских телемитов, поклонников учения Алистера Кроули, которые, по идее, должны разбираться в чертовщине, бытует мнение, будто Дугин одержим демоном Асторотом. Сделано оно, правда, на основании его стиха про "синего синьора Асторота", который был сочинен евразийским гуру еще до полного погружения в "метафизику благой вести" (как Дугин называет российское православие) и опубликован под псевдонимом Ханс Зиверс. Не берусь утверждать, что до РПЦ Дугина довел Асторот, а Чаплина, скажем, Белиал, тем более что свои старые песенные тексты Дугин даже кое-где изменил в угоду обновлённой духовности (заменив, к примеру, анус на череп в строках "Ты знаешь что в твой анус апатичный Мальдорор сейчас введет брильянтовый стилет"), но то понимание "веры бесов", которое предлагает нам Блаженный Августин, многое объясняет в речах и поведении различных православных деятелей, — равно как и в наглядной специфике недавнего православно-байкерского шоу "Ковчег Спасения", на котором сталинские морды, двуглавые орлы, пионеры, черепа, триколоры, инфернальные наковальни, автоматные очереди и апокалипсические лозунги сплавились в единое беснующееся целое, в нечто, напоминающее скорее шабаш на гнилом болоте, чем акцию тоталитарной эстетики, под которую, вероятно, пытались закосить организаторы этого знаменательного и не менее откровенного, чем интервью Чаплина, общественного мероприятия.