Сегодня исполняется 90 лет Александру Сергеевичу Есенину-Вольпину – человеку, которого можно с полным правом называть отцом-основателем правозащитного движения в СССР. Именно он в начале 60-х настаивал – и настоял – на том, что борьба с советским тоталитаризмом и беззаконием должна вестись исключительно мирными правовыми средствами. "(Насилие) держится на эмоциях и чувствах, – говорил Есенин-Вольпин. –
А я считаю, что орудием меньшинства должны быть точность и расчет".
"Поражало меня, с какой серьезностью он рассуждал о правах в этом государстве узаконенного произвола. Как будто не очевидно было, что законы существуют у нас только на бумаге, для пропаганды и везде оборачиваются против тебя, – вспоминал Владимир Буковский в своей книге “И возвращается ветер”. – Чудак ты, Алик, - говорили ему. — Ну, кто же будет слушать тебя с твоими законами? Как сажали, так и будут сажать. Какая разница? (…) Но, отсмеявшись, приходилось согласиться, что, отвечая беззаконием на беззаконие, никогда не обретешь законности. Другого пути просто не было. Так же, как, отвечая насилием на насилие, можно только увеличить насилие, а отвечая ложью на ложь - никогда не получишь истины. (…) Власть - это всего лишь согласие подчиняться, и каждый, кто отказывается подчиниться произволу, уменьшает его на одну двухсотпятидесятимиллионную долю, а каждый компромисс — усиливает его".
Математик, поэт, философ. Три ареста и три заключения в "спецпсихбольницу": при Сталине (1949), при Хрущеве (1959), при Брежневе (1968).
Его звездный час – "митинг гласности" на Пушкинской площади 5 декабря 1965 года, первая за четыре десятилетия оппозиционная демонстрация в Москве. Требование – гласность суда над Синявским и Даниэлем. Сам Есенин-Вольпин, главный организатор, стоял на площади с плакатом "Уважайте Конституцию!"
"Минут пять это продолжалось, и тут же поволокли одного из тех, кто держал лозунг. А через две-три минуты подошли ко мне, схватили под руку: “Пойдемте”, – вспоминает Есенин-Вольпин в фильме “Они выбирали свободу”. – “А вы знаете, кто у нас организует демонстрации? ” – “По-моему, каждый может. В Конституции свобода демонстраций”. – “А что, у нас есть люди, которые не уважают Конституцию?” (…) Я говорю: “Вот стояли люди с этим лозунгом требования соблюдения Конституции, а кто-то их уводит прочь. Я думаю, что эти люди не очень уважают Конституцию".
"Разрушен один миф – миф о том, будто идея права вообще несвойственна русским. Вот этот миф, надеюсь, не возродится, – говорит Александр Есенин-Вольпин о главном достижении правозащитников в СССР и России. – Слаба законность, верно, но нельзя сказать, что законность – это только западная идея, а в России ее нет. Вот этот же был миф! Так этот миф исчез".
! Орфография и стилистика автора сохранены